"ЛАД" НейроПсихологический семейный центр

телефон центра:

8-960-135-07-60 и 6-24-87

Подростковые проблемы

Подростковый возраст один из самых трудных и неоднозначных периодов в развитии личности. С точки зрения формирования личности, этот период считается переходным от ребенка до взрослого. Подросток уже и не ребенок, которому нужно указывать, что делать и как поступить, контролируя при этом его действия. Но еще и не взрослый, который обладает достаточным объемом знаний и жизненным опытом. С одной стороны — это ребёнок, нуждающийся в поддержке и одобрении, а с другой — уже взрослый человек, способный отвечать за свои действия.

С какими проблемами может столкнуться подросток?

  • неудовлетворенность своей внешностью в связи с гормональной перестройкой организма (избыточный вес, состояние кожи и волос, другое);
  • максимализм и идеализация в мировосприятии (деление мира на «черное» и «белое», перепады настроения, депрессия, суицидальные мысли);
  • проблемы общения со сверстниками (поиск своего места в социуме, подростковая влюбленность, зависимость от мнения сверстников, агрессивность);
  • трудности общения с взрослыми, особенно родителями (игнорирование, конфликты, уходы из дома, курение, замкнутость, агрессивность, независимость, эгоизм);
  • проблемы в школе (снижение успеваемости, школьная травля, конфликты с учителями и сверстниками);
  • кризис идентичности (кто я, какой я, нестабильное восприятие себя и окружающих);
  • профессиональное самоопределение.

Как понять, что у ребенка серьезные подростковые проблемы?

  1. Любые резкие изменения в поведении, эмоциях и внешнем виде подростка.
  2. Подросток рассказывает Вам о проблеме друга или неприятном событии, произошедшем с ним. Возможно, это событие касалось именно его, и это скрытая просьба о помощи.
  3. Подросток вдруг становится замкнутым, подавленным или, наоборот, чрезмерно агрессивным, перестает общаться со сверстниками.
  4. Резкое снижение или, наоборот, улучшение школьной успеваемости, интенсивное нежелание ходить в школу.
  5. Интерес подростка к смыслу жизни и смерти, говорит о том, что лучше бы его не было.
  6. Нарушения сна и аппетита.
  7. Подросток стал пренебрежительно, разрушающе относиться к своей жизни, у него появились порезы на месте вен, ожоги, колотые раны, повышенный интерес к экстремальным видам спорта, к неоправданному риску. Попытки самоубийства.
  8. Тяга к алкоголю, азартным или компьютерным играм, кражам, противоправным поступкам, наркотикам, токсикомании и т. д.
  9. Подросток стал убегать из дома.

Как помочь справиться с психологическими проблемами подростку?

  • С раннего детства формируйте доверительные отношения с ребенком. Очень важно, чтобы подросток видел в Вас не только родителя, но и друга, с которым можно поделиться своими тайнами, посоветоваться или просто пообщаться.
  • Уважительно относитесь к личному пространству и мнению подростка. Используйте при взаимодействии с подростком принципы сотрудничества, а не диктатуру. Помните, что для подростка важно иметь личное пространство, свое мнение, с которым будут считаться, только так он может научиться верить в себя.
  • Никогда не сравнивайте подростка с другими людьми. Поддерживайте и хвалите своего ребенка за его достижения и тогда он будет знать, что вы никогда не оставите его в трудную минуту, поддержите его во всех начинаниях.
Если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно, обратитесь к специалисту: психологу, психотерапевту, который найдет подход именно к вашему подростку!
Для подростков важнейшими психологическими задачами являются межличностные отношения и осознание себя как Личности — отдельной, вне контекста родительской семьи, — так называемая первичная интеграция «Я». Этот процесс эмоционально-личностной сепарации для большинства семей очень непрост. Эффективным методом решения этих задач являются методы когнитивно-поведенческой терапии.
Специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения, окажет необходимую в этот период жизни семьи поддержку, даст возможность родителям увидеть то, что невозможно рассмотреть и понять, находясь внутри семейной системы.