"ЛАД" НейроПсихологический семейный центр

телефон центра:

8-960-135-07-60 и 6-24-87

ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОГИМНАСТИКА, И ЧЕМ ОНА ПОЛЕЗНА?


Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейрогимнастика полезна здоровым детям для общего психофизического развития.
Всю нашу психическую деятельность можно представить в виде дома, где фундамент — это развитые по возрасту и нормально функционирующие структуры мозга, стены — это приём, переработка и хранение информации, поступающей нам от всех сенсорных систем, а крыша — высшие психические функции — мыслительные процессы. Представьте, если у дома плохо сделан фундамент, будет ли дом надёжным и прочным? Возможно ли на таком фундаменте построить хорошие ровные стены и тем более крышу? Нет. Как раз двигательная нейропсихологическая коррекция и занимается коррекцией так называемого "фундамента", на котором строится здоровая психика.
Если у ребёнка есть неврологическое заболевание — это уже значит, что какие-то структуры мозга испытывают дефицит развития, который необходимо восполнять.
Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами (у детей с РАС как раз и отмечается дефицитарность связей между корой и подкоркой, а также неправильное функционирование последней, что проявляется в гипер-или гипо-тонусе, утомляемости, малой концентрации внимания).

Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя следующие комплексы упражнений:


  • Дыхательные упражнения: насыщают мозг кислородом.
  • Растяжки: работа с мышечными дистониями и гипертонусом. Напряжённые мышцы при гипертонусе, например, сообщают мозгу о том, что организм находится в стрессе и к обучению (получению новых знаний) не готов. Тогда все сенсорные стимулы от ствола мозга не поднимаются к коре больших полушарий, потому что лимбическая система их не пропускает, воспринимая их как стрессовую ситуацию. Как только мышцы во время растяжки расслабились — наш мозг готов к обучению, и лимбическая система воспринимает их как приключенческий и познавательный опыт, и сигналы беспрепятственно поднимаются к коре мозга. Тот же эффект происходит при расслабляющем массаже.
  • Упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обеих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;
  • Упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей. Упражнения на зрительно-моторную координацию развивают глазодвигательные функции у детей совершенствуют точность движений, моторную ловкость, расширяют зрительное поле, делают взгляд живым, позволяют тренировать быстрый приём информации через зрительный анализатор, подготавливают руку к письму, корректируют почерк.
  • Упражнения на развитие ловкости и координации движений.
  • Упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребёнок лучше чувствует своё тело, точнее, пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно.

Показания для занятий нейрогимнастикой

Двигательная нейрокоррекция назначается детям любого возраста, включая подростков. Такой метод коррекции показан при следующих нарушениях развития:
  • повышенная утомляемость, низкая работоспособность;
  • нарушения памяти и мышления;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • задержки речевого развития и общее недоразвитие речи;
  • дисграфия, дислекия, алалия;
  • наличие одновременных движений разными частями тела при выполнении конкретного действия (синкинезий);
  • невротические и психосоматические расстройства;
  • стрессовые расстройства;
  • школьная дезаптация;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • расстройства аутистического спектра;
  • задержки психического развития;
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • умственная отсталость.

Что происходит на сеансе двигательной нейрокоррекции

Перед началом работы с ребёнком нейропсихолог проводит полное и подробное обследование, выявляет имеющиеся проблемы в развитии и формирует цели-задачи, которые необходимо будет решить в ходе коррекционной работы, а также выявляет нейропсихологические и личностные ресурсы ребёнка, которые помогут решить эти самые цели-задачи.
При разработке индивидуальной программы применяется принцип комплексного воздействия на ЦНС ребенка. Это обеспечивает одновременную активацию эмоциональной, познавательной (когнитивной) и сенсомоторной сфер, что очень важно для детей с особенностями развития.
В процессе работы от сеанса к сеансу сложность упражнений увеличивается. По завершении сеанса нейропсихолог даёт родителям и ребёнку домашнее задание в виде упражнений, которые необходимо выполнять с целью быстрейшего достижения ожидаемого результата.
Программа двигательной нейрокоррекции может быть реализована как самостоятельная программа, а может быть первым, базовым этапом, предваряющим следующий этап нейропсихологической коррекционной работы — когнитивную нейрокоррекцию.
Двигательная нейрокоррекция помогает нормализовать психологическое состояние ребенка, улучшить его координацию (включая почерк), повысить работоспособность, снизить утомляемость. Двигательные упражнения способствуют развитию зрительно-слухового восприятия, пространственных представлений, памяти и мышления. Это положительно влияет на социальную адаптацию детей с особенностями развития, а также на школьную успеваемость и развитие детей.
Нейропсихологическую диагностику и коррекцию проводит сертифицированный специалист — психолог, имеющий специальную подготовку по клинической нейропсихологии.
Благодаря занятиям нейрогимнастикой дети начинают мыслить творчески, нестандартно, становятся организованными, лучше запоминают новую информацию, легче обучаются чтению и письму, становятся ловкими и проворными, легче справляются со стрессом и успешно регулируют свое поведение.

Обработка видео...