"ЛАД" НейроПсихологический семейный центр

телефон центра:

8-960-135-07-60 и 6-24-87

Дискалькулия (трудности с математикой)

Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в  неумении оперировать цифрами и числами.
Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство.
Конечно, данная патология должна быть выявлена нейропсихологом в дошкольном возрасте ребенка, в противном случае её коррекция становится очень тяжелым и длительным процессом.
Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо хорошо визуализировать, т.е. визуально представлять числа и задачи.
Профилактикой здесь могут лишь быть грамотно выстроенные занятия с нейропсихологом, начиная с 3.5-4 лет.
К поражению теменной доли головного мозга могут приводить факторы:
  • осложнения в перинатальный период (недоношенность, токсикоз, асфиксия при родах);
  • наследственный фактор, генетические заболевания;
  • нарушения питания;
  • травмы головного мозга в раннем возрасте;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге.
Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы.
Существует несколько различных классификаций нарушения. Выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.
Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:
  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик, как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.
Дискалькулия выражается в таких симптомах:
  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций, как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.
Первые признаки дискалькулии проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.
При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к нейропсихологу.
Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга.

Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.
Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.
Нейропсихологическая диагностика позволяет разобраться в проблемах и правильно организовать коррекционную работу.
Нейропсихолог на основании диагностики (тестов и показания приборов) во время консультации, которая в обязательном порядке проходит после, дает родителям рекомендации, как им вести себя с ребенком, у которого имеются трудности в обучении, развитии или общении и прописывает индивидуальную программу нейропсихологической коррекции с интеграцией разных типов Инновационного обрудования.
Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.
Нейропсихологическая диагностика обнаруживает скрытые причины школьной неуспеваемости:
  • вестибулярные и проприоцептивные проблемы
  • проблемы с контролем движений глаз и центральной переработкой зрительной информации
  • проблемы с центральной переработкой звуковой информации
Коррекция дискалькулии проводится нейропсихологами.
Терапия проводится при помощи специальноразработанной нейропсихологической программы занятий.
Комплекс специально разработанных упражнений способствует формированию математических навыков, общих понятий («больше», «меньше»), навыка устного счета.
И кроме того,  нейропсихологи обучают детей сравнению предметов, и их сортировке по различным признакам. При достижении успеха в этих операциях, переходят к обучению математическим действиям. Важно, чтобы у ребенка появилось понимание логики операций.
Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием грамотной речи у ребенка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе математическими терминами.
Терапия также должна быть направлена на развитие у детей когнитивных способностей, абстрактного, логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве.
Детям может быть рекомендована вспомогательная терапия для нормализации мозгового кровообращения и активизации нервной деятельности.
Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией в школе у учителей ведет к получению многократного негативного опыта у ребенка в школе. У младшего школьника развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения. Именно поэтому лечение этого тяжелого нарушения должно начинаться как можно раньше, нельзя ждать, надеяться, что «пройдет» само, такая позиция может стать причиной глубоких психических травм и огромного стресса. Ведь неспособность к счету сопровождается слабой способностью к обучению. Как следствие, такой человек не способен овладеть какой-либо профессией, испытывает затруднения в жизни.