"ЛАД" НейроПсихологический семейный центр

телефон центра:

8-960-135-07-60 и 6-24-87

Тревога и страх — естественные человеческие эмоциональные переживания. Основная их функция — обеспечивать самосохранение, предупреждая человека об опасности, помогая верно ориентироваться в окружающей действительности (например, от провала на экзамене в летнюю сессию, от возможного пожара в доме, от риска быть сбитым автомобилем при переходе улицы или от укуса чужой собаки и т.п.).
Тревога и страх почти всегда сопутствуют друг другу: появляясь в виде «неясного предчувствия чего-то плохого», тревога может легко трансформироваться в страх чего-то конкретного, а пережитое фобическое состояние может «сохранять свой след» в виде постоянного тревожного ожидания повторения страха и т.п.
Детские страхи при квалифицированной помощи хорошо поддаются психологической коррекции!

Детские страхи и их проявления

Страхи у детей невероятно разнообразны. Родителям не всегда легко бывает за фантазиями ребёнка увидеть страхи. Все детские страхи можно разделить на нормальные и патологические.
  • Дети до года в норме пугаются громких звуков, резких движений, незнакомых людей и т.п.
  • В возрасте от 1 года до 3 лет появляется страх разлуки с родителями или отвержения родителей. Малыши боятся ночных кошмаров, травм, незнакомых ровесников и природных явлений.
  • С 3 до 5 лет дети начинают осознавать конечность жизни и испытывают страх по поводу своей смерти или смерти родственников. Их пугают страшные сны, огонь и пожары, ядовитые змеи и природные стихии.
  • В возрасте 6-8 лет возникает боязнь зловещих существ (призраков, ведьм), страх одиночества, физического насилия и социальные «школьные» страхи (оказаться несостоятельным, не оправдать ожидания родителей, быть отвергнутым коллективом).
  • В 8-11 лет появляется страх, что плохие поступки ребенка будут замечены другими. Дети боятся болезней, школьных неудач, грабителей, воров и хулиганов, верчения (некоторые карусели), высоты и ссор с родителями.
  • С 11 до 13 лет детей пугает возможная непривлекательность, собственные странные поступки, серьезные болезни или смерть, сексуальное насилие, критика взрослых, возможность попасть в глупую ситуацию и потеря личных вещей.
Патологические формы детских страхов требуют консультации детского психиатра, психотерапевта.
Необходимо отметить две очень важные возрастные особенности возникновения детских страхов:
  • Заражаемость: дети эмоциональны и впечатлительны, после 3-х лет активно развивается эмоционально-образное мышление, дети легко разделяют душевные состояния других людей, поэтому могут перенимать страхи от своих ровесников или от взрослых.
  • Зависимость от психологического климата в семье: ссоры негативно воздействуют на психику и взрослых и детей; для ребенка, который полностью зависит от родителей и любит их всем сердцем, семейные конфликты бывают попросту непереносимыми. Не переработанные и невыраженные чувства малыша могут преобразоваться в страхи.
Наиболее травмирующими и вызывающими тревогу в психике ребёнка являются либо слишком опекающее отношение родителей (например, сопровождать каждый шаг ребёнка, предохранять от опасностей, которых нет и т.п.), либо слишком требовательное воспитание (например, «не будь слюнтяем, настоящий мужчина ничего не боится» — и т.п.) — такие родительские «ожидания» бессознательно ребёнок считывает как отвержение, а это абсолютно непереносимо для него.
Как не странно звучит, даже самые любящие родители не всегда оказываются способными принять своего ребёнка таким, какой он есть, особенно, если ребёнок по природно-биологическим свойствам очень отличается от родителей — дети это интуитивно чувствуют. На примере темперамента (врождённого биологического свойства нервной системы) — родители активные холерики, а ребёнок имеет темперамент флегматика или меланхолика).
Если вы видите проявления детских страхов — важно как можно раньше понять их природу, определить глубину и начать коррекционную работу.
После диагностической консультации детского психолога будет определено наиболее подходящее коррекционное лечение именно для вашего ребёнка — психологическое или, возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими преодолеть страх, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка и др. мероприятия.
Также специалист определит необходимость детско-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
Возникшую проблему не нужно откладывать «на потом» — обратитесь за консультацией к профессионалу.