"ЛАД" НейроПсихологический семейный центр

телефон центра:

8-960-135-07-60 и 6-24-87

Нейропсихологическая диагностика


Высшие психические функции у ребенка формируются поэтапно начиная с внутриутробного периода: слух, внимание, координация, память формируются в разное время и в определенной последовательности. Деятельность мозга – это совокупность действий нейрофизиологической, нейрохимической и других систем, и каждая система вносит свой специфический вклад в формирование у ребенка высших психических функций.
Гармоничное развитие психических функций у ребенка происходит только в условиях активной социализации. Определить индивидуальную картину развития психических функций, выявить отклонения или отставание в развитии может специалист – нейропсихолог по результатам нейродиагностического обследования.
В нашем Центре для обследования детей применяется метод нейропсихологической диагностики, разработанный основателем нейропсихологии Александром Романовичем Лурия. В настоящее время этот метод является наиболее достоверным и позволяет точно и всесторонне определить состояние психических функций пациента.

Что представляет собой нейропсихологическое обследование? 

Чаще всего  родители обращаются за помощью к нейропсихологу в связи с сомнениями, готов ли ребёнок к школе. Либо из-за плохого поведения. Если это уже школьник, то  из-за очевидной школьной неуспеваемости, которые не поддаются улучшению, несмотря на все усилия. Этот список можно дополнить беспокойством по поводу состояния нервной системы - "плачет, канючит, вялый, плохо спит,".
А также "часто болеет, не можем справиться с энурезом, боится темноты" и т.д.   И все это, как правило,  начинает проявляться и усугубляться при поступлении в детский сад или школу, хотя до тех пор, «казалось бы», текло в рамках возрастной нормы.
Истоки этих проблем начинают формироваться уже на  стадии беременности. Любые отклонения  от нормы внутриутробного периода развития могут повлечь за  собой перечисленные выше трудности, равно как и особенности развития в  раннем младенчестве. Кроме того, при поиске  причины   следует проанализировать  наследственные заболевания, и  то, что из сегодняшнего состояния ребенок унаследовал от родителей.
Добавим к этому позднее поднесение к груди и недолгое кормление, гипер или гипо-тонус, искажения психомоторного развития - например, тот факт, что ребенок не ползал, или ползал мало; сначала научился вставать, а потом садиться. Все это этапы его пути к нынешним проблемам в речи, письме, чтении.
По статистическим данным (институт материнства и детства) около 85% детей в пределах Москвы и Московской области рождаются с родовой травмой. А что уж говорить о регионах! У них констатируют дефицитарное состояние наиболее раносозревающих структур мозга. Это значит, что все этапы их развития начиная с внутриутробного искажаются. Все вредности, которые плод пережил внутриутробно, которые ему привнесли мама с папой по обеим сторонам генетически, его собственные инфекции, любое заболевание первого года жизни и т.д., - все вредности скопились на его мозговых структурах.
Однако еще более важным является то обстоятельство, что развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 20 лет назад.
Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей катастрофично. Наблюдается парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивают как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к девиантному поведению.
Специалисты, работающие с детьми - врачи, клинические психологи, психологи, логопеды, дефектологи  констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество левшества.
Фасад проявления этих проблем с возрастом меняется. Грудной ребенок перепутал день с ночью, в 5 лет у него энурез, далее в 10 лет - страх ответа у доски, в 15 лет сексуальные проблемы и полевое поведение. Теперь  нужно оценивать здоровье и психический статус детей по-новому. Изменился мир и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях.
Дети, которые приходят сегодня на нейропсихологическое обследование - это дети с общей моторной неловкостью, с задержкой формирования мелкой моторики рук, часто со стёртой дизартрией, слишком подвижные (иногда стоит диагноз СДВГ). Когда они бегают, то «врезаются во все углы», часто падают. Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишет и рисует, оживает не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – «ёрзает» на стуле). Часто родители жалуются на отсутствие внимания, памяти, заторможенность или наоборот расторможенность ребёнка.


Возможно, ваш ребенок:
  • очень разборчив и капризен в выборе еды
  • остро реагирует на изменения погоды
  • его укачивает в машине
  • его раздражают громкие звуки или резкие запахи
  • он невнимательный
  • плохо говорит
  • неусидчивый
  • капризный
  • тревожный
  • часто плачет
  • неуклюжий
  • ленивый
Вы думаете, что все это — особенности характера?
На самом деле, это неврологические особенности. Если сейчас не обращать на них внимания, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а впоследствии и трудностей обучения в школе.
Дело в том, что в раннем возрасте многие неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие, и с ними уже очень трудно справиться.
Поэтому лучше не откладывать визит к нейропсихологу.
Многие исследователи указывают на то, что плохая успеваемость в школе, плохая память, низкая работоспособность, медлительность, гиперактивность, неуклюжесть, логопедические проблемы, нарушения речи, эмоциональная нестабильность всегда имеют неврологическую природу.
Это не означает, что дети с такими проблемами больны. Просто их мозг не умеет эффективно перерабатывать информацию, поступающую от органов чувств.
Эту ситуацию можно изменить к лучшему, если ребенку вовремя оказать нейропсихологическую помощь
В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается программа коррекции.
Занятия с нейропсихологом в нашем Центре помогают ребенку преодолеть трудности в период подготовки к школе, быстрее адаптироваться к обучению в школе и преодолеть различные функциональные нарушения (отставание в речевом развитии, задержки психического развития и т.п.).