"ЛАД" НейроПсихологический семейный центр

телефон центра:

8-960-135-07-60 и 6-24-87

Аутизм

Аутизм — патология, проявляющаяся нарушением социальной адаптации, речевого и психического развития у детей. Возрастом ранней диагностики считаются первые 12 месяцев жизни малыша. Своевременное выявление заболевания повышает шансы на успешное лечение аутизма у детей.
Диагноз «аутизм» всегда звучит угрожающе. Узнав об уникальности своего ребенка, каждый родитель испытывает разные чувства: от отрицания диагноза и гнева, до депрессии и чувства безысходности. Однако, не стоит отчаиваться. Лечение аутизма у детей в Москве сегодня включает целый комплекс мероприятий, направленных на адаптацию ребенка в социуме. Аутизм не приговор! И специалисты нейрологопедического центра «Выше радуги» успешно это подтверждают.

ПРИЧИНЫ АУТИЗМА

Точной причины развития заболевания не установлено. Существует несколько гипотез возникновения аутизма. Основной из причин считается влияние на организм ребенка генномодифицированных продуктов. Кроме того, возможными провоцирующими факторами являются:
  • тератогенное воздействие на плод в период беременности (консерванты, алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, стресс и т. д.);
  • органические поражения ЦНС;
  • гормональные нарушения;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • воздействие внешних факторов окружающей среды (радиация, отравление тяжелыми металлами и др.).
Зная причины аутизма, можно в определенной степени предотвратить патологию. Если же заболевание уже возникло, причина его развития становится не так важна. На первый план выходит своевременное и адекватное лечение ребенка с аутизмом.

СИМПТОМЫ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ

Родители могут заподозрить аутизм на ранних его стадиях еще до осмотра специалиста. Для этого необходимо знать клинические проявления заболевания. Первыми симптомами, которые должны насторожить родителей, являются:
  • слабая реакция на людей или полное ее отсутствие;
  • пассивность;
  • отсутствие позы готовности при взятии на руки;
  • неадекватные реакции на бытовой шум;
  • нарушение режима сна и бодрствования;
  • отказ от еды в период грудного вскармливания, частое срыгивание;
  • избирательность в еде.
При обнаружении подобной симптоматики ребенка следует показать детскому психоневрологу.
В 2-3 года клинические проявления становятся более отчетливыми:
  1. Отсутствует эмоциональный контакт с людьми (в том числе с родителями). Дети ведут себя отстраненно — не улыбаются, не тянутся на руки, не жестикулируют, не отзываются на имя, не смотрят в глаза собеседнику. В некоторых случаях не отличают родителей от других людей.
  2. Социальная дезадаптация. Аутисты не понимают эмоций детей, не могут играть с ними. Испытывают выраженный дискомфорт и тревогу в обществе, в связи с этим тяготеют к одиночеству.
  3. Агрессивность. Любое расстройство или даже прикосновение может вызвать агрессивную реакцию. Причем иногда она направлена на самих себя.
  4. Нейтральное отношение к внешним раздражителям (окрики, призывы к действию). Но часты случаи сенсорного неприятия – закрывают руками уши при громких звуках, глаза, наотрез отказываются одевать якобы колющий свитер, шапку, варежки и т. д.
  5. Речевые нарушения. Дети не используют речь для общения. Могут повторять слова за другими без понимания их значения. Эхолалия.
  6. Стереотипность поведения. Аутисты могут часами совершать (повторять) определенные действия — говорить одну и ту же фразу, двигаться по определенной траектории, вертеть деталь от игрушки, махать руками как крылышками, открывать – закрывать дверь и т. д.
  7. Приверженность к установленному распорядку дня. Любое новшество вызывает неприятие, переживание или агрессию.
  8. Нарушение концентрации внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-либо действии или предмете более 1 минуты. Часто неврологи путают данный симптом с СДВГ.
  9. Вокализации. Аутята зачастую сопровождают свои действия звуками.
  10. Приверженность определенной еде.
Могут присутствовать как отдельные симптомы, так и все вышеперечисленные признаки. По этому каждому ребенку подбирается индивидуальный комплекс реабилитационных мероприятий. Лечение ребенка с аутизмом назначается после тщательной диагностики актуального состояния.

ДИАГНОСТИКА

Установление диагноза «аутизм» — непростая задача. Для этого врач беседует не только с ребенком, но и с его родителями. Последние должны рассказать все, что кажется странным в поведении малыша. Мама и папа также отвечают на вопросы из специального опросника. Очень часто родители не придают особого значения некоторым особенностям ребенка, в результате чего лечение аутизма у детей откладывается. И именно это является серьезной проблемой, а не сам диагноз.
Кроме того, сложность диагностики заключается в схожести симптоматики с другими заболеваниями. Аутизм необходимо дифференцировать с СДВГ, гиперактивностью, ЗПР, ЗПРР, алалией и некоторыми другими патологиями. Часто родители, пользуясь схожестью симптоматики с другими заболеваниями, прячутся за более, как им кажется, «легкими» диагнозами. Вот это настоящая беда, потому что потерянное время для начала лечения и коррекции – это вероятность серьезных негативных последствий и необратимых процессов.

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ

Безусловно, очень многое зависит от родителей и их принятия уникальности малыша. Взрослые должны осознать необходимость систематической и грамотной поддержки своего ребенка, должны быть готовы всю жизнь создавать такому ребенку особые комфортные условия.
Чтобы получить результат, следует приложить определенные усилия. Во-первых, создать специальные условия для роста и развития ребенка: оградить его от громких звуков и других раздражителей, не менять распорядок дня и привычную обстановку.
Во-вторых, освоить целый ряд важных правил и специфический язык общения с особенным малышом. Да, на это нужно тратить достаточно много сил и времени, но результат того стоит! Для детей с аутичным спектром это вопрос жизни в социуме или без него! Об этом нужно обязательно помнить!
Большинство детей-аутят талантливы в определенной области, следует помочь им раскрыться. Они по-другому воспринимают и понимают окружающий мир, необходимо научить их жить и взаимодействовать в обществе.
Специалисты нашего центра разрабатывают индивидуальные коррекционные программы для каждого малыша, обучают родителей особенностям грамотной коммуникации с ребенком.
Методики лечения направлены на улучшение интеллектуального, поведенческого, социального, эмоционального, двигательного, сенсорного и речевого развития. Работа осуществляется поэтапно.
Дважды в месяц проводится консилиум специалистов (нейропсихологи, дефектологи, логопеды), с учетом динамики состояния вносятся те или иные изменения в программу реабилитации.
Необходимо помнить, что всегда можно добиться социализации ребенка. Правильная коррекция состояния позволит улучшить взаимодействие ребенка со сверстниками и окружающим миром, самоконтроль, эмоционально-волевую сферу, учебную мотивацию, нейродинамику, концентрацию внимания. А это, в свою очередь, предотвратит задержку речевого и интеллектуального развития. При своевременном обращении к специалистам возможно минимизировать аутичные проявления, обучить ребенка самостоятельности и полностью его адаптировать к социальной жизни.