"ЛАД" НейроПсихологический семейный центр

телефон центра:

8-960-135-07-60 и 6-24-87

Алалия

Алалия (недоразвитие или отсутствие речи) — частичное или полное отсутствие речи при нормальном слухе. Такое нарушение может встречаться как самостоятельное, так и быть симптомом более глубокого психического расстройства (аутизм, умственная отсталость). В первом случае дети с алалией имеют сохранный интеллект и нормальные способности к обучению, расстройство обусловлено органическим поражением речевых центров головного мозга (центра Брока и центра Вернике) в периоде внутриутробного развития или в течение первого года жизни ребенка, отставание в развитии возникает вторично, из-за нарушений вербального общения.
Факторами риска во время беременности являются внутриутробные инфекции, маточно-плацентарная недостаточность, хроническая гипоксия плода, употребление алкоголя и курение матери. Во время родов поражение мозга может возникнуть при родовых травмах, стремительных родах, обвитии пуповины, слабости родовой деятельности, раннем отхождении околоплодных вод, переохлаждении или голодании малыша в первые часы после рождения. В течение первого года жизни развитие алалии могут спровоцировать травмы и тяжелые вирусные инфекции (краснуха, менингит, энцефалит).

Как проявляется алалия?

Различают три формы алалии:
  • Моторная (экспрессивная) — ребенок слышит и понимает речь взрослых, но сам не говорит или говорит очень плохо.
  • Сенсорная (импрессивная) — при нормальном слухе малыш не понимает речь других людей.
  • Смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная) — страдает как понимание, так и активная речь, при этом обычно наблюдается преобладание того или иного нарушения.
Моторная алалия — обусловлена поражением центра Брока. В раннем возрасте нередко сопровождается отсутствием лепета. Возможно полное отсутствие речи, использование отдельных слов, непонятных для окружающих («матяка яля» — «машинка у Лены») или развернутая фразовая речь с незначительными отклонениями: сокращениями, заменой или нарушением порядка слов. При этом ребенок понимает, что говорят взрослые, например, может выбрать нужный предмет или показать правильную картинку. Характерной особенностью при восприятии речи является непонимание предлогов, приставок и окончаний. Из-за этого малыш не различает фразы типа «лежит кошка» и «лежат кошки».
Наряду с нарушениями речи часто выявляется неврологическая симптоматика:
  • неловкость,
  • нескоординированность движений,
  • слаборазвитая моторика рук.
Дети не могут научиться шнуровать ботинки, плохо застегивают пуговицы, испытывают выраженные трудности при складывании мозаики и т.д. Возможна быстрая утомляемость, нарушения внимания, памяти и восприятия, излишняя расторможенность или, напротив, малоподвижность. Если интеллект первично не нарушен (как при умственной отсталости), то тогда интеллектуальное развитие страдает вторично, из-за отсутствия нормальной коммуникации, и восстанавливается по мере развития речи.
Сенсорная алалия — обусловлена поражением центра Вернике. Встречается реже моторной и тяжелее поддается коррекции. Речь не развивается, потому что ребенок не понимает смысла сказанных слов и не связывает эти слова с конкретными предметами. Часто наблюдаются эхолалии — повторение фраз, сказанных окружающими. Самостоятельная речь бессвязна, состоит из бессмысленных звуков и обрывков слов. Наблюдаются пропуски слогов, замена звуков, навязчивые повторения слогов или звуков и объединение частей различных слов в одно слово.
У детей с сенсорной алалией часто предполагают наличие нарушений слуха, расстройств аутистического спектра, умственной отсталости. С целью проверки слуха необходима консультация сурдолога и проведение диагностических мероприятий с использованием специальной аппаратуры.

Диагностика и помощь при алалии:

Оптимальный срок постановки диагноза — 2,5-3 года. В этом периоде в норме речь уже достаточно развита для того, чтобы определить нарушения, но вторичное нарушение интеллектуального развития еще не возникло или слабо выражено. У детей более раннего возраста болезнь можно только заподозрить, поскольку скорость развития речевых навыков в этом периоде может сильно различаться.
Вначале необходимо обратиться за консультацией к логопеду и к врачу-психиатру. В нашем Центре практикуется консилиумный первичный осмотр. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевого расстройства может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).
В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия (логоритмика для малышей), игровая и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.
Также специалист определит необходимость семейных консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
КОРРЕКЦИЯ АЛАЛИИ

Дети с алалией нуждаются в обязательной консультации детского невролога, логопеда, обследовании детского нейропсихога.

Нейропсихологическая диагностика –  детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга.
Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти и начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.).
Коррекция алалии при любых ее формах, должна носить комплексный психолого-медико-логопедический характер.
Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии,  обязательной нейропсихологической коррекцией, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур.
При алалии важно работать над развитием общей и мелкой моторики, высших психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).
Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж.
При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.
При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.
Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 2.5-3 года) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия). Поэтому нужно обязательно помнить, что преждевременная коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.